№1 (2008) β

Электронное оглавление

Мещеряков Б.Г., Назаров А.И., Ющенкова Д.В. «От редакционной коллегии» (стр. 1–2)
1. Зинченко В.П. «Ранние стадии культурного развития ребенка» (стр. 1–8)
2. Мещеряков Б.Г., Моисеенко Е.В., Конторина В.В. «Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения» (стр. 1–15)
3. Назаров А.И. «О некоторых понятиях культурно-исторической психологии в современном контексте» (стр. 1–13)
4. Гущин Ю.В. «Нестабильность зоны ближайшего развития у детей с различными вариантами дизонтогенеза» (стр. 1–14)
5. Мусина И.А. «Введение в веб-эргономику» (стр. 1–11)
6. Алямкина Е.А. «Взаимосвязь мотивации достижения и временной перспективы» (стр. 1–7)

·٠•●•٠·

Мещеряков Б.Г., Назаров А.И., Ющенкова Д.В.
От редакционной коллегии
Стр. 1–2

Download the PDF file .


·٠•● 1 ●•٠·

Зинченко В.П.
Ранние стадии культурного развития ребенка
Статья написана на основе доклада, прочитанного (09.09.08) на Международном конгрессе Международного общества по изучению культуры и деятельности (ISCAR), который проходил в Сан Диего (США) с 8 по 13 сентября. Обсуждается вопрос о роли слова на ранних стадиях развития ребенка. Ставится под сомнение существование натуральных (низших) психических функций, равно как и довербальной стадии развития психики, в частности мышления. На основе психологических, философских и теологических источников обосновывается тезис о том, что слово сопутствует человеку с момента рождения и становится неотъемлемой частью складывающихся ребенка образа мира и своих действий.
Стр. 1–8

Download the PDF file .


·٠•● 2 ●•٠·

Мещеряков Б.Г., Моисеенко Е.В., Конторина В.В.
Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения
Изучалась возрастная динамика непосредственного и опосредствованного запоминания; использовалось 7 возрастных групп (средний возраст, лет): младшие дошкольники (4,0); старшие дошкольники (6,3); учащиеся 1-го класса (7,0); учащиеся 3-го класса (8,9); учащиеся 8-го класса (13,2), учащиеся 10-го класса (15,2), студенты (21,1). Главная цель исследования состояла в репликации на современных детях классического исследования А.Н. Леонтьева (1931), в котором в согласии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского возрастные зависимости двух видов запоминания были аппроксимированы моделью параллелограмма. В настоящем исследовании помимо двух условий, которые использовал А.Н. Леонтьев (запоминание без и с помощью картинок), было введено третье условие – опосредствование с помощью букв, что позволило «сдвинуть» параллелограмм на возрастной шкале вправо. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы. 1. Возрастная динамика воспроизведения в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием в целом похожа на закономерность, описанную А.Н. Леонтьевым. 2. Метод эксперимента А.Н. Леонтьева является достаточно надежным и устойчивым к влиянию методических помех. 3. Процессы формирования и развития опосредствованной памяти у современных детей протекают в более быстром темпе, чем у детей 1920-х гг. 4. При использовании более сложного для дошкольников способа опосредствования (буквы) эффективность запоминания существенно ниже, чем в условии непосредственного запоминания. 5. Достоверно установлен тот факт, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в большинстве своем правильно используют мнемонику первой буквы, но это не помогает им запомнить слова. Этот факт интерпретируется на основе идеи П.И. Зинченко (1961) об интерференции мнемической и когнитивной задач, в связи с чем недостаточно освоенное средство хуже отсутствия всякого средства. Общий вывод из проведенного исследования состоит в подтверждении модели параллелограмма развития памяти. Однако поскольку на этапе освоения средства показатели опосредствованного запоминания ниже непосредственного, более адекватной моделью развития является параллелограмм с «двумя хвостиками», которые отражают стадию интериоризации операций со средствами запоминания.
Стр. 1–15

Download the PDF file .


·٠•● 3 ●•٠·

Назаров А.И.
О некоторых понятиях культурно-исторической психологии в современном контексте
Ранее непубликовавшийся вариант статьи, написанный в 1995 г. после редактирования книги Д. Верча «Голоса разума». Название книги обсуждается в контексте понимания соотношения между сознанием и разумом в отечественной психологии советского периода. Ставится вопрос о соотношении понятий непосредственного и опосредованного действия в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Формулируется тезис о переходе опосредованных ВПФ в непосредственные, когда их формирование закончилось и они функционируют как средства оперирования сложившимся опытом индивида.
Стр. 1–13

Download the PDF file .


·٠•● 4 ●•٠·

Гущин Ю.В.
Нестабильность зоны ближайшего развития у детей с различными вариантами дизонтогенеза
В статье приводятся результаты лонгитюдного исследования зоны ближайшего развития группы детей с различными вариантами дизонтогенеза. Проведенный количественный и качественный анализ результатов выполнения различных заданий детьми после цикла обучающих занятий, позволил показать, что уровень выполнения ими большинства заданий остается крайне нестабильным на протяжении длительного периода времени, т.е. зона ближайшего развития детей характеризуется вариативностью и нестабильностью.
Стр. 1–14

Download the PDF file .


·٠•● 5 ●•٠·

Мусина И.А.
Введение в веб-эргономику
Статья является первой частью в серии работ, посвященных относительно новому направлению в прикладной психологии – веб-эргономике, или юзабилити. Описываются цели и задачи специалиста по созданию полезных и нужных, эффективных и психологически привлекательных веб-продуктов (интернетовских сайтов), фазы создания таких продуктов и этапы деятельности психолога-юзабилиста, а также общее представление о методах, используемых в веб-эргономике. Подробнее о методах работы юзабилиста можно будет прочитать в последующих статьях.
Стр. 1–11

Download the PDF file .


·٠•● 6 ●•٠·

Алямкина Е.А.
Взаимосвязь мотивации достижения и временной перспективы
Проведено исследование по изучению взаимосвязи мотивации достижения и временной перспективы. Участниками были учителя и предприниматели в возрасте от 35 до 45 лет (две группы по 10 человек). На основе анализа литературы выдвинуты две гипотезы: 1) мотивация достижений у предпринимателей выше, чем у учителей; 2) чем ниже мотивация достижения, тем удаленнее расстановка мотивационных объектов во временной перспективе. Данные гипотезы подтверждены на основании статистической обработки данных о мотивации достижения и временной перспективе.
Стр. 1–7

Download the PDF file .