№1 (2009)

2009, №1

Содержание номера / Table of Contents

Статьи Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Назаров А.И.
Н.А. Бердяев о самопознании

Анализируются взгляды Н.А. Бердяева на формы, содержание и цель самопознания, трактовка им проблемы соотношений индивидуального мировоззрения и общественного устройства, трансцендентного и реального миров, самопознания и творчества. В заключение приводятся соображения, уточняющие понятие самопознания.

Nazarov A.I.
N.A. Berdyaev about self-knowledge

1-10

1

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Jüri Allik, René Mõttus, Anu Realo, Helle Pullmann, Anastasia Trifonova,Robert R. McCrae, Boris G. Meshcheryakov and 55 Members of the Russian Character and Personality Survey
How national character is constructed: personality traits attributed to the typical Russian

Three thousand seven hundred and five participants drawn from 40 different samples and 34 regions all over the Russian Federation were asked to rate personality traits of the typical Russian living in their region using the 30-item National Character Survey (NCS). Compared with the cross-cultural mean profile of auto-stereotypes across 49 nations [54], the ratings showed that the typical Russian rarely feels depressed or inferior, is dominant, forceful and speaks without hesitation, has vivid imagination, active fantasy life and intellectual curiosity, and is able to re-examine social and political values. There was only one prevalent stereotype of the typical Russian, spreading from Kamchatka to the borders of the European Union, without identifiable geographic or any other regularity in the sample-to-sample variation. Profiles of the typical Russian converged weakly with assessed personality traits of young Russians but not with older Russians. A strong relationship was established between social capital and national character stereotypes: individuals who were inclined to believe in the honesty of other people and trust them were also disposed to describe the typical Russian in more socially desirable terms.

Аллик Юри, Мыттус Рене, Реало Ану, Пуллманн Хелле, Трифонова Анастасия, МакКрэй Роберт Р., Мещеряков Б.Г. и 55 участника проекта «Русский характер и личность»
Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому

1-23

1

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Печенков В.В.
Смысловая аура «психологизма»

В свете представления о двух направлениях в познании – горизонтальном и вертикальном – выделяются и обсуждаются две группы способов (стратегий) понимания индивидуальности – поверхностные и глубинные. Первые сосредоточены на структуре и статических параметрах индивидуальности, и ограничиваются наблюдением и объяснением, а глубинные способы обращены на динамику и метаморфозы, стремясь проникнуть в причины происходящих изменений. Среди глубинных способов центральное место отводится психологическому, в основе которого лежит понятие «психологизма» (Л.М. Баткин). Предлагается расширить «психологизм» авторской гипотезой о динамическом подходе к постижению индивидуальности, чтобы иметь возможность соотнести его с основными параметрами современной научно-исследовательской парадигмы.

Pechenkov V.V.
Semantic aura of «psychologism»

1-12

1

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Нгуен Минь Ань
Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников

В статье описываются результаты исследования формирования эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Дано определение эмоционального интеллекта, представлены двухуровневая структурная модель этого понятия, а также модель и методики развития и формирования эмоционального интеллекта у дошкольников.

Nguyen Minh Anh
Psychological peculiarities of emotional intelligence formation of senior preschoolers

1-12

1

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Щеблыкина Ж.В.
Взгляд С.Л. Рубинштейна на развитие самосознания личности в жизненном пути

Раскрывается содержание и соотношение понятий «сознание», «самосознание» и «личность» с точки зрения субъектно-деятельностного подхода. Проводится анализ взглядов С.Л. Рубинштейна на проблему становления самосознания личности в онтогенезе.

Scheblykina J.V.
S.L. Rubinstein’s view on the development of self-consciousness of personality at the vital way

1-7

1

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Хотулева М.С.
Влияние психотехнических упражнений на социально-психологический климат и сплоченность спортивной команды

Проведено эмпирическое исследование по изучению влияния психотехнических упражнений на социально-психологический климат, сплоченность спортивной команды и на эффективность спортивной деятельности. Объектом исследования являлась спортивная (баскетбольная) команда, состоящая из мужчин в возрасте 28-35 лет, которые тренируются вместе в течение семи лет и участвуют в районных соревнованиях. В исследовании проверялись две гипотезы. Во-первых, гипотеза о том, что социально-психологический климат команды и степень ее сплоченности влияют на внутрикомандные отношения и на успешность групповых выступлений. Во-вторых, гипотеза о том, что после проведения серии психотехнических упражнений в данной спортивной команде улучшатся взаимоотношения по горизонтали (система «спортсмен-спортсмен»), в результате чего изменятся в положительную сторону социально-психологический климат и групповая сплоченность команды. Обе гипотезы подтверждены на основании статистической обработки данных о социально-психологическом климате и сплоченности команды, полученных до и после проведения серии психотехнических упражнений.

Hotuleva M.S.
The influence of psychotechnic exercises on a socially-psychological climate and unity of a sports team

1-9

1

Article (pdf)

Abstract (pdf)