№1 (2010)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Мещеряков Б.Г., Назаров А.И., Грищенко Д.Н.
О смыслообразовании в процессе чтения текстов

Апробирован экспериментальный подход к решению поставленной Л.С. Выготским проблемы взаимодействия смыслов и значений. Изучались особенности микродинамики чтения двух типов (научно-популярного и художественного) фрагментированных текстов в условиях варьирования количества слов в пределах одной экспозиции. После прочтения всех фрагментов испытуемые должны были по возможности полнее пересказать содержание текста; кроме того, они проходили тест на узнавание слов, встречавшихся в тексте. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что большие значения времени чтения фрагмента, периодически встречающиеся в составе относительно быстрого динамического профиля, связаны с индивидуализированным процессом смыслообразования, который происходит параллельно с восприятием значений отдельных слов. С помощью дисперсионного анализа были выделены индивидуальные и общие факторы, влияющие на параметры динамического профиля чтения и качество воспроизведения испытуемыми прочитанного текста.

Meshcheryakov B.G., Nazarov A.I., Grishchenko D.N.
On sense-formation during texts reading

1-25

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Кроль В.М.
«Метауровневая» модель сознания

В статье излагаются модельные представления о функциях, структуре и механизмах сознательной деятельности. Рассмотрение проблемы сознания проводится в рамках когнитивной, познавательной парадигмы. Собственно механизмы сознания рассматриваются как развитие процессов мышления. Суть этих механизмов заключается в произвольном выделении и сравнении понятий, ранее не связанных и отдаленных в мыслительном пространстве. Принципиально важным при этом является появление способности к формированию иерархии метауровней мысленного описания понятий и их взаимоотношений.

Krol V.M.
“Meta-level” model of consciousness

1-5

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Можайский В.В.
«Пси-фактор» в экономике. Что делать сегодня молодому специалисту?

Вслед за многими развитыми странами мы постепенно вступаем в эпоху постиндустриального, информационного общества, эпоху информационной экономики, которая опирается уже не только на создание и потребление материальных объектов, но и на создание и освоение информации, в том числе научных знаний, применяемых в самых разных областях человеческой деятельности. В этой связи, современная экономика (равно, как и культура, политика, сфера образования) нуждается сегодня не только и не столько в стандартизированном персонале, выполняющем свою работу по строго заданному сценарию, но в ЛИЧНОСТЯХ, обладающих редкими, уникальными качествами, позволяющими оригинально и нестандартно мыслить, оперативно действовать, эффективно коммуницировать с окружающим миром, передавая другим свои знания и ассимилируя знания других.

Mojaisky V.V.
Psy-factor in Economics. What young specialist can do today?

1-4

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Дубяга Е.В., Мещеряков Б.Г.
Имплицитная теория разума: краткий обзор

В статье представлен краткий, но достаточно широкий обзор исследований имплицитной теории разума (ИТР), охватывающий несколько направлений изучения довербальной и вербальной ИТР: эволюционное, онтогенетическое (типичное и нетипичное) развитие, нейрофизиологическое. Затрагивается также вопрос о пересечениях и связях этих исследований с идеями и методологией культурно-исторической психологии. Сделан вывод, что тематически и методологически исследования ИТР не являются чуждыми для культурно-исторической психологии.

Dubyago E.V., Meshcheryakov B.G.
The implicit theory of mind: the brief review

1-9

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Погодина Е.Н.
Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии

Статья посвящена особой категории студентов – иногородним студентам, проживающим во время обучения в общежитиях университета. Речь пойдет об адаптации студентов-первокурсников к жизни в студенческом общежитии, а также о конфликтах между соседями по комнате, которые рассматриваются как показатели адаптации к общежитию. В статье кратко освещаются результаты проведенного двухмесячного лонгитюдинального исследования, в котором приняли участие студенты первого курса университета «Дубна». Показано, что среднее количество конфликтов нелинейно меняется от недели к неделе, достигая максимума на 3-4 неделях, причем различие между крайними двухнедельными периодами (1-2 неделя versus 7-8 неделя) было статистически не значимым. Мы предполагаем, что обнаруженное снижение количества конфликтов в конце второго месяца может служить показателем наличия успешной адаптации, хотя говорить о полной ее завершении не приходится.

Pogodina E.N.
Adaptation to a student’s life: the analysis of frequency and the reasons for conflicts in a hostel

1-8

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Елфимова М.М.
Психологический анализ проблемы ментально-культурного взаимодействия

В статье рассматривается проблема межфеноменального взаимодействия — ментальности и культуры. Предлагается психолого-теоретическая схема структурно-содержательного наполнения ментальности. Определяется механизм ментально-культурной трансформации.

Elfimova M.M.
Psychological analysis of the problem of mental-cultural interaction

1-12

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)