№1 (2016)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр. / Pp. | Скачать / Download |
Гончаров О.А. Механизмы оптико-геометрических иллюзий В статье предпринята попытка представить целостную картину механизмов восприятия оптико-геометрических иллюзий и факторов, оказывающих влияние на иллюзорные эффекты. В качестве базисного механизма предлагается рассматривать автоматическую фиксацию взора и внимания в особых информативных точках. Действие этого механизма модифицируется под влиянием различных факторов: аттенционных, возрастных, деятельностных, культурно-образовательных и экологических. На более высоком системном уровне влияние этих факторов на иллюзии интегрируется двумя общими механизмами перцептивно-моторного взаимодействия: эгоцентрическим и концептуальным восприятием. Теоретические положения основываются на многочисленных экспериментах, проведенных как самим автором, так и другими исследователями. Goncharov O.A. |
1–27 28 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Лубовский Д.В. К вопросу о развитии внутренней позиции личности на протяжении жизненного пути В статье проанализированы методологические возможности применения понятия внутренней позиции в психологии развития. Показана возможность использования данного понятия для интеграции возрастно-психологического и субъектного подхода в психологическом изучении жизненного пути личности. Подчеркнуто значение субъектного подхода в изучении саморазвития личности ребенка. Автор статьи рассматривает понятие внутренней позиции в связи с представлениями о развитии личности ребенка как свободного и самостоятельного субъекта, сформулированными Л.И. Божович. Анализируется развитие субъектности ребенка и его внутренней позиции в онтогенезе, опираясь на теоретические положения о развитии личности, разработанные Л.И. Божович. Названо основное изменение внутренней позиции личности при переходе от детства и отрочества к взрослости – появление отношения к собственной жизни как предмету практического преобразования, показаны качественные изменения внутренней позиции в связи с особенностями субъектности на протяжении жизни человека. Lubovsky Dmitry V. |
29–37 38 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Ермолаева М.В. Социальная и личностная идентичность студентов-мигрантов в ходе обучения в ВУЗе Автор анализирует возможности и условия развития идентичности студентов-мигрантов средствами психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательной среды вуза. Ermolaeva M.V. |
39–44 45 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Богомолов А.С., Гончаров О.А. Взаимосвязь развития когнитивных функций с увлеченностью компьютерными играми разных жанров Целью данной статьи является изучение взаимосвязи компьютерных игр различных жанров с уровнем когнитивного развития подростков. Разработана анкета, позволяющая выявить геймеров и дифференцировать подростков по игровым жанрам. Проведена диагностика уровня развития внимания, оперативной памяти и пространственных функций методиками Кольца Ландольта, кубики Кооса, методикой диагностики оперативной памяти на выборке из 60 подростков 16-17 лет. Установлено, что геймеры обладают значимо лучшими показателями оперативной памяти, умственной работоспособности, устойчивости скорости работы, скорости переработки информации по сравнению с неиграющими сверстниками. Результаты также свидетельствуют о лучшем развитии внимания у игроков, предпочитающих игры жанра action, и лучшем развитии оперативной памяти у игроков в стратегические игры. Предположение о лучшем развитии пространственных функций у игроков жанра стратегия не нашло своего подтверждения. Гипотезы о связи между уровнем развития когнитивных функций с игровым стажем, а также ежедневным временем, проводимым за игрой, не подтвердились. Bogomolov A.S., Goncharov O.A. |
46–61 62 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Назаров А.И., Михайлов М.К. Электро-кожная активность при восприятии спортивного сюжета спортсменами и не спортсменами На примере восприятия видеоклипов спортивного содержания (преодоление трамплина водными лыжниками, съемка от первого лица) двумя группами участников — спортсменов (8 чел.) и не спортсменов (9 чел.) — изучалась динамика трех показателей электро-кожной активности (ЭКА): кожных потенциалов КПР (отведения от кисти левой руки), КПЛ (левое лобное отведение Fp1) и КГР (указательный и средний пальцы левой руки). Эти показатели (кроме КГР) рассматривались как суммарные, состоящие, подобно сигналам ЭЭГ, из нескольких высокочастотных компонент. За восприятием клипа следовало его представливание. В группе спортсменов (все — воднолыжники), для которых видеоклипы отображали знакомую им ситуацию, средняя величина вектора трех показателей при восприятии клипов оказалась выше, чем в группе не спортсменов; в случае представливания такого различия практически не было. После обработки сигналов КПР и КПЛ с помощью цифровых полосовых фильтров были обнаружены (во всех КПР и некоторых КПЛ) ритмы, аналогичные основным ритмам ЭЭГ — Дельта, Бета, Альфа, Тета и Гамма. Этот факт заставляет по-новому посмотреть на природу ЭКА, что важно как в теоретическом, так и практическом плане, поскольку ее показатели часто применяются для оценки уровня тренировки и функциональных состояний спортсменов. Nazarov A.I., Mikhailov M.K. |
63–78 79 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Арсиенко Д.А. Представления об уверенности в себе у мужчин и женщин в рамках русской и дагестанской культуры Исследовались уровни самооцениваемой уверенности в себе и представления о поведении уверенного человека у мужчин и женщин двух этнических групп: русских (45 мужчин, 46 женщин) и дагестанцев (30 мужчин, 56 женщин). Для сбора данных использовались тест уверенности в себе В. Ромека и анкета о поведении уверенного человека в различных жизненных ситуациях. Рассмотрены некоторые национально-психологические особенности портрета представителей народов Северного Кавказа и русских. В статье приводится описание выявленных гендерных и межкультурных различий. Обнаружено, что русские мужчины имеют значимо более высокие уровни самоуверенности, чем русские женщины. Однако уровни самоуверенности значимо не отличались у дагестанских мужчин и женщин. Arsienko D.A. |
80–91 92 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |