№4 (2012)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Корепанова И.А. Игра как предмет исследования в российской культурно-исторической школе в психологии В статье поднимается вопрос об актуальности и практической применимости классических теорий детской игры – Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. Проанализированы современные российские теории детской игры, в которых критически переосмысляются и развиваются классические теории. Показано, что игра современных детей отличается от игры детей в середине 20 века не только по своему содержанию, но и в определенном смысле по структуре. Схема анализа сюжетно-ролевой игры, созданная Д.Б. Элькониным, может быть существенно расширена и обогащена, если осмыслить игру как феномен сознания, где существенным является не только и не столько освоение социальных ролей, сколько смыслов. Обосновывается необходимость модификации существующей схемы анализа современной детской игры. Автор статьи приглашает коллег к обсуждению на его взгляд актуальных вопросов изучения игры современного дошкольника, например совместной игры детей в разновозрастной группе, игры детей в инклюзивной группе и т.п. Korepanova, I.A. |
1-11 12 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Корепанова И.А. Заметки об инклюзивном «ландшафте» Германии В статье представлен краткий обзор некоторых аспектов инклюзивных процессов в Германии. Проанализирован Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, который содержит более 200 различных мероприятий, охватывающих все области жизни государства, прежде всего – образование, трудоустройство и работу людей с инвалидностью. В качестве иллюстрации представлены результаты соцопроса населения Германии, в котором показано отношение к проблеме инклюзии. В целом опрашиваемые констатировали, что в Германии пока еще сделано недостаточно для того, чтобы все были включены и могли реализовать свои права. В качестве одного из центральных механизмов реализации инклюзии рассмотрена система образования. Прослежены некоторые вехи развития специального образования и переход его к инклюзивному. В заключении представлены наблюдения автора о «сильных» и «слабых» сторонах инклюзивного образования Германии. Korepanova, I.A. |
13-20 21 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Правдивец Н.А. Мотивационно-потребностная сфера как фактор развития профессиональной идентичности у женщин-военнослужащих Статья посвящена изучению проблемы ценностей как фактора развития профессиональной идентичности женщин-военослужащих. Было установлено, что женщины в своей профессиональной деятельности ориентированы на стабильность, а именно обеспечение себя стабильной зарплатой, возможностью иметь прогнозированную профессиональную деятельность, которая не требует проявления собственной инициативы и может предусматривать подчинение другим, возможность полной отдачи своей профессии, не имея при этом острой потребности в построении собственной карьеры. Pravdyvets, N.A. |
22-30 31 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Назаров А.И., Бардина Ю.Д. Узнавание неполных контурных изображений Испытуемым предъявлялись для узнавания контурные картинки знакомых предметов. Контуры были неполными, что достигалось путём удаления из них некоторой части пикселей. Всего было 6 уровней стирания. Картинки предъявлялись случайно, и испытуемые заранее не знали об их содержании. Как и ожидалось, средняя вероятность узнавания картинок снижалась при переходе от минимального к максимальному уровню стирания. Неожиданным оказалось то, что среднее латентное время положительных ответов, в отличие от отрицательных, практически не зависело от уровня стирания. Имели место ошибочные узнавания, когда испытуемые называли не тот предмет, контур которого был предъявлен. Во всех параметрах узнавания отмечены существенные индивидуальные различия. На основании полученных данных выдвинута гипотеза об операциональном составе процесса узнавания неполных картинок, результат которого зависит не только от их содержания и степени неполноты, но и от внутренних диспозиций воспринимающего. Nazarov, A.I., Bardina, Y.D. |
32-45 46 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Назаров А.И., Трусов А.П. Целое и части в сенсомоторных действиях Изучались сенсомоторные аспекты соотношения целого (в виде зрительного образа маршрута движения) и его частей (в виде движений по линейным отрезкам представляемого маршрута). Испытуемые вначале обводили курсором контур фигуры, перемещая для этого перо планшета Wacom в плоскости XY, а затем воспроизводили маршрут движения либо с закрытыми глазами (1-я серия), либо глядя на экран с изображением разноцветных шаров разной величины (зрительный шум). Сложность маршрута движения менялась путём увеличения количества равновеликих линейных отрезков (от 4 до 10), образующих фигуру. Регистрировались позиционные составляющие X и Y как функции времени, а также первые производные от них (скорости движений). Оценивались топологические и метрические показатели качества воспроизводимых маршрутов в обеих сериях, а также скорости движений при воспроизведении. Показана зависимость метрики и скорости воспроизведений от сложности маршрута, причём для «хороших» фигур метрические ошибки были меньше, чем для «плохих». В 1-й серии имел место дрейф центра тяжести воспроизводимого маршрута в сторону конечного пункта движения. Также при воспроизведении средняя скорость движения по маршруту была существенно больше, чем при обычном обведении контура фигуры. Отмечены значительные индивидуальные различия в пространственных и скоростных параметрах воспроизведений, что объясняется особенностями перцептивной и сенсомоторной организации индивида. Nazarov, A.I., Trusov, A.P. |
47-63 64 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Эхтибар Н. Джафаров Прагматизм и корректизм
|
65-67 |
Article (pdf) |
Ehtibar N. Dzhafarov Pragmatism and Correctism
|
68-70 |
Article (pdf) |