№1 (2015)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать / Download
Мещеряков Б.Г., Мунипов М.В. Творчество Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева глазами бразильских исследователей

Публикация служит предисловием к статьям бразильских авторов, посвященным творчеству выдающихся советских психологов – Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Описываются некоторые подробности, касающиеся контекста появления данных статей и процесса их подготовки к печати. В частности, сообщается о деятельности Группы по исследованию в области дидактики развивающего и профессионального обучения (GEPEDI), которая организовала несколько Международных коллоквиумов по изучению жизни и трудов советских психологов и педагогов.

Meshcheryakov B.G., Munipov M.V. The work of L.S. Vygotsky and A.N. Leontiev by eyes of Brazilian researchers

1-7

8

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Лонгарези Андреа Матурано, Франко Патрисиа Лопес Хорхе А.Н. Леонтьев: жизнь и деятельность психолога

В статье описываются биографические сведения о А.Н. Леонтьеве и социокультурном и идеологическом контексте его жизни, излагаются основные понятия и положения психологической теории деятельности, а также ее влияние на педагогическую практику. Авторы убедительно показывают, что идеи А.Н. Леонтьева вызывают большой интерес в современной Бразилии, и находят свое применение как в исследованиях, так и педагогической практике. Статья сопровождается списками работ А.Н. Леонтьева на португальском, испанском и английском языках.

Longarezi Andréa Maturano, Franco Patricia Lopez Jorge A.N. Leontiev: the life and work of the psychologist

9-44

45

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Toassa Gisele Is there a “Vygotskian Materialism”? Ontological and epistemological concerns for a contemporary Marxist Psychology (Part I)

In this work divided in two papers (the first paper is published in the current number of the journal), I claim that Vygotsky created his own psychological marxist materialism, rather than applicated dialectical materialism to Psychology. For this, I perform an immanent analysis that strives for understanding Vygotsky´s psychological framework. Therefore, both papers stress similarities and differences between his work and that of authors like Engels, Plekhanov, Lenin, Spinoza and others. The first paper briefly exposes the schism between Eastern and Western Marxism, — background, in which Vygotsky deployed his philosophical concerns in early psychological works (particularly “Educational Psychology”, 1924, and “Psychology of Art”, 1925) and parts of the “Historical Meaning of Crisis in Psychology” (1927). The paper presents the implications of ideas like “reality”, “nature”, the “psychophysical problem” and others for a materialist psychology.

46-57

Article (pdf)
Toassa Gisele Há um “Materialismo Vygotskyano?” Preocupações ontológicas e epistemológicas para uma psicologia marxista contemporânea (Parte I)

Тоасса Жизель Существует ли «Выготскианский Материализм»? Онтологические и эпистемологические аспекты современной марксистской психологии (Часть 1)

58-68

69

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Ермолаева М.В. Теоретические основания исследования развития личности на протяжении жизненного пути

В статье акцентированы методологические проблемы, возникающие при создании единой периодизации развития личности на протяжении жизненного пути. Утверждение о полиформизме процесса развития личности позволяет констатировать, что существующие концепции периодизации охватывают разные формы и линии развития, которые, хотя и взаимосвязаны, но в то же время автономны, в связи с чем жизненный путь подчинен закону гетерохронности. Обосновано значение разработки понятия изменения внутренней позиции как одного из оснований периодизации развития личности на протяжении жизненного пути.

Yermolaeva M.V.Theoretical bases of research of personality development throughout a course of life

70-79

80

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Ермолаева М.В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности

Статья посвящена проблеме повышения эффективности коммуникативной деятельности обучающихся в системе начального общего образования. По мнению автора, перспективным в решении данной проблемы является субъектный подход, в основе которого представление о человеке как носителе преобразующей активности, деятеле, способном осознанно и ответственно проектировать и регулировать свою деятельность на основе соотнесения требований социума и собственных возможностей и ценностей. Высказывается точка зрения, согласно которой психолого-педагогическое сопровождение младших школьников должно быть направлено на создание условий для их развития в качестве субъектов коммуникативной деятельности. Анализируется проблемное поле, требующее организации теоретических и практических исследований.

Yermolaeva M.V. Subjective approach to solving the problem of increasing the effectiveness of communication activities of junior schoolboys

81-92

93

Article (pdf)

Abstract (pdf)