№2 (2009)
2009, №2
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Вартанов А.В., Кузнецов А.С., Лосик Г.В. Восприятие объектов с вариативной формой В результате исследования активного и пассивного тактильного восприятия, а также зрительного восприятия объектов с вариативной формой (на основе прямого ранжирования и многомерного шкалирования различий), было показано, что во всех случаях субъективно одномерное качество «упругости», равно как и вес объектов, описывается двумерной сферической моделью. Показано, что наличие зрительного контроля не изменяет оценки при ощупывании объектов, а опыт ощупывания объектов в свою очередь незначительно влияет на зрительные оценки субъективной упругости объектов. Vartanov A.V., Kuznetsov A.S., Losik G.V. |
1-17 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Назаров А.И., Мещеряков Б.Г. Движения глаз в процессе чтения (По материалам зарубежных работ) На основе данных классических и современных зарубежных исследований рассматриваются виды и функции движений глаз в процессе чтения печатного текста, их роль в понимании прочитанного. Выделены параметры, связанные как с собственными характеристиками глазодвигательной системы, так и с когнитивными процессами, обслуживающими восприятие и понимание текста. Nazarov A. I., Meshcheryakov B.G. |
1-12 1 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Варданян И.А. Естественный речевой интерфейс как инструмент познания В статье анализируется существующий подход к моделированию специалистами по «искусственному интеллекту» модели механизма речевого интерфейса «искусственного разума» и предлагается иное решение проблемы создания этого механизма, более соответствующего механизму функционирования естественного речевого интерфейса реального естественного интеллекта, что позволит строить «искусственный интеллект» как продолжение интеллекта естественного и, следовательно, строить суперустойчивые человеко-машинные системы – мощный инструмент познания окружающей действительности и этим ответить на вызовы настоящего и будущего, благодаря чему, возникает возможность создания спасительного канала эволюции человечества. Vardanyan I.H. |
1-9 1 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Иванова Е.Ф. Предисловие к публикации работ Г.К. Середы Статья служит предисловием к трем публикациям известного украинского психолога, ученика П.И. Зинченко, Г.К. Середы, которые ранее публиковались лишь в Вестнике Харьковского государственного университета и малоизвестны современным российским психологам. Кратко описывается биография Г.К. Середы, основная идея его теории памяти и ее прикладной контекст. Ivanova E.F. |
1-2 1 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Середа Г.К. К вопросу о соотношении основных понятий в концепции «Память — Деятельность» Анализируется логическое противоречие при различении непроизвольной натуральной памяти как продукта деятельности и произвольной логической памяти как деятельности в советской психологии памяти. Предлагается программа пересмотра основных понятий концепции «Память – Деятельность» на основе двух подходов: рассмотрения памяти как неосознаваемой субъектом постоянно совершающейся деятельности, рассмотрения памяти как продукта деятельности (познавательной, практической). Предлагается рассмотрение памяти как процесса, направленного в будущее и являющегося условием осуществления действия. Sereda G.K. |
1-9 1 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Середа Г.К. К проблеме соотношения основных видов памяти в концепции «Деятельность — Память — Деятельность» Проводится анализ противоречивых моментов в концепции «Деятельность – Память – Деятельность». Разрешение выявленных противоречий следует искать в рамках деятельностного подхода и культурно-исторической концепции памяти Л.С. Выготского. Выход из зафиксированных противоречий заключается в переопределении понятия памяти, которое должно опираться на идею о том, что память является одновременно и действием, и его продуктом. Sereda G.K. |
1-7 1 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Середа Г.К. Теоретическая модель памяти как механизма системной организации индивидуального опыта Для улучшения объяснительных возможностей деятельностной концепции памяти предлагается теоретическая модель человеческой памяти как механизма системной организации индивидуального опыта, выступающей в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности. Модель опирается на представление о том, что основным фактором человеческой памяти являются мотивационно-потребностные и смысловые установки личности, и тем самым ориентация на будущее (перспективная ориентация). Sereda G.K. |
1-7 1 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |