№4 (2009)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Гончаров О.А.
Закономерности восприятия и изображения перспективных отношений

В статье обобщаются результаты исследований закономерностей восприятия перспективы. С помощью специально разработанных методов прослежена возрастная динамика перспективных построений. В дошкольном и младшем школьном возрасте доминирует обратная перспектива, а в среднем школьном возрасте происходит постепенный переход к линейной перспективе. Основное влияние на возрастную трансформацию восприятия перспективы оказывает развитие проекционных и координатных пространственных представлений. Нарушения в развитии психических функций и особые экологические условия проживания играют определенную роль в развитии пространственных представлений и восприятии перспективы. Выделен ряд факторов, способствующих обратной перспективе: гиперконстантность, бинокулярное зрение, фиксация внимания в ближнем пространстве и др. Действие этих факторов проявляется в контексте двух механизмов обработки пространственной информации: эгоцентрического и концептуального восприятия.

Goncharov O.A.
Regularity of the perception and representation on the perspective relationships

1-15

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Гущин Ю.В.
Нейропсихологическое изучение аномального развития: обзор исследований

В статье приводится краткий обзор зарубежных и отечественных исследований последних лет, посвященных изучению особенностей психической сферы детей с различными отклонениями в развитии и выполненных в русле нейропсихологического подхода. Рассмотрены ограничения данного подхода и характерные черты проанализированных исследований.

Gushchin U.V.
Neuropsychological study of the abnormal development: review of research papers

1-7

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Айламазьян А.М.
Новая культура танца ХХ века и проблема персональности

В статье обсуждается роль танца в становлении и формировании человека в разные исторические периоды. Рассматривается связь культуры танца, его языка с конкретными культурно-историческими условиями. Вводится понятие пластического канона для описания языка танца. Показывается, как в современном мире практика свободного танца решает задачу оформления и культивирования персонального начала в человеке.

Ailamazyan A.M.
New Culture of the dance of the XX century and problem of the personalization

1-34

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Мещеряков Б.Г., Соболев Г.И.
Новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников

Описывается методика и процесс ее разработки, предназначенная для исследования социально-психологической адаптации студентов. Теоретической основой методики служит концепция переживания, которая представлена в работах Л.С. Выготского, посвященных роли социальной среды в психическом и личностном развитии. Процесс адаптации оценивается статистически значимыми сдвигами в частоте и интенсивности переживаний по поводу различных проблем университетской жизни. С помощью данной методики проведено обследование студентов (N = 110) в начале и в конце первого семестра. Установлен факт адаптации в отношении многих трудностей, с которыми встречаются первокурсники.

Meshcheryakov B.G., Sobolev G.I.
New research method of social-psychological adaptation of freshmen

1-14

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Можайский В.В.
Психологическая практика в бизнесе: время и место

Каковы социальные, культурные, экономические условия, в которых реализуется практическое психологическое знание? Как это знание сочетается с этими условиями, отвечает или противоречит им? Данная статья – попытка осветить эти и некоторые другие проблемные вопросы, касающиеся специфики современной психологической практики в различных сферах человеческой деятельности, в частности, в бизнесе.

Mojaisky V.V.
Psychological Practice in Business: time and place

1-6

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)