№1 (2014)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И.
«…я прожил девять жизней»: в память о Владимире Михайловиче Мунипове

Известные философы Т.Г. Щедрина и Б.И. Пружинин делятся воспоминаниями о встречах с Владимиром Михайловичем Муниповым и своими мыслями о его личности и деятельности. В.М. Мунипов (1931-2012) – доктор психологических наук, профессор по специальности «эргономика», член-корреспондент и действительный член Российской академии образования, заслуженный работник культуры РФ. Стоял у истоков советской эргономики. Преподавал в МГУ, МИРЭА, МГППУ и других вузах. В университете «Дубна» Владимир Михайлович Мунипов стоял у истоков создания «Кафедры психологии», с 2008 г. являлся председателем Государственной аттестационной комиссии кафедры психологии университета «Дубна». В 2012 г. в дар кафедре психологии университета «Дубна» была передана библиотека В.М. Мунипова, а также при кафедре психологии университета «Дубна» в честь Владимира Михайловича Мунипова был создан Психологический центр имени В.М. Мунипова.

Shchedrina T.G., Pruzhinin B.I.
«… I have lived nine lives»: in memory of Vladimir Mikhailovich Munipov

1-4

5

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Мещеряков Б.Г., Гизатуллин М.М., Назаров А.И.
Исследование эмоционального эффекта восприятия лиц с помощью методики регистрации мигательного компонента старт реакции

Предполагается, что отсутствие в предшествующих исследованиях четкого эффекта экспрессии наблюдаемых лиц на величину старт реакции, связано с многофакторным характером эмоционального эффекта лиц. Проведен эксперимент с целью оценки эмоционального эффекта лиц и их частей посредством измерения амплитуды мигательной реакции, вызываемой акустическим старт стимулом, предъявляемым во время наблюдения различных лицевых стимулов. Проанализированы зависимости амплитуды старт реакции от ряда факторов: длительность задержки акустического старт стимула относительно начала экспозиции целевого стимула; экспрессия (радость, нейтральная, страх); тип изображения (целое лицо, части лица – сравнение эффектов целого лица и его частей до этого никто не проводил); пол натурщика и пол испытуемого. Результаты показывают, что модуляционная эффективность глаз оказалась более высокой не только в сравнении со ртом, но и с целым лицом. Хотя главный эффект экспрессии не является значимым, обнаружено значимое тройное взаимодействие «Экспрессия * Пол натурщика * Пол испытуемого» (при задержке 3,5 с). Это означает, что эффект экспрессии лицевых стимулов характеризуется двойной половой специфичностью – эмоциональный эффект данной экспрессии (страх или радость) зависит и от того, мужское это лицо или женское, и от того, кто на него смотрит – мужчина или женщина. Полученные результаты согласуются с представлением о многофакторном эмоциональном эффекте лиц и их частей. Представлены доказательства того, что этот эффект неадекватно отражается в субъективных (эксплицитных) оценках приятности самих лиц и их частей, в силу чего большое теоретическое и практическое значение имеет разработка и использование методов объективной оценки.

Meshcheryakov B.G., Gizatullin M.M., Nazarov A.I.
The study of the emotional effect in face perception by recording eyeblink component of startle reaction

6-27

28

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Гончаров О.А., Ушакова Н.Е.
Нейропсихологические механизмы топологического и метрического принципов обработки пространственной информации

В статье предложена концепция двух принципов обработки пространственной информации: топологического и метрического. Показано, что топологический принцип обработки имеет широкое распространение на ранних этапах фило-, онто- и перцептогенеза. Разработана компьютерная методика соотношения топологических и метрических выборов. В нейропсихологическом исследовании выявлено, что соотношение топологического и метрического принципов основывается на взаимодействии височных и теменных отделов преимущественно в правом полушарии мозга, и характер этого взаимодействия претерпевает существенные изменения в онтогенезе.

Goncharov O.A., Ushakova N.E.
Neuropsychological mechanisms of the topological and metric principles in spatial processing

29-45

46

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Крамарова С.Н., Стёпкина С.В., Назаров А.И.
Типология субъективных оценок длительности музыкальных звуков

В эксперименте с варьированием длительности и высоты музыкального звука измерялась точность субъективной оценки длительности (Т) у трёх групп испытуемых — взрослых (профессиональных музыкантов и немузыкантов) и детей от 7 до 12 лет. Как и ожидалось, средние Т для каждой группы оказались разными. Особое внимание при описании результатов уделено индивидуальным различиям в каждой группе, что представляет интерес в практической работе педагога музыкальной школы. Анализ индивидуальных данных позволил выделить 4 типа зависимости Т от объективной длительности звука. Типология субъективных оценок оказалась одинаковой для разных возрастных групп. Полученные данные рассматриваются как стартовые для будущих исследований восприятия длительности звуков, образующих мелодическую последовательность.

Kramarova S.N., Stiopkina S.V., Nazarov A.I.
Typology of subjective evaluations duration of musical sounds

47-57

58

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Мещеряков Б.Г., Аверкиева А.А., Захарова Е.А.
Качество почерка педагогов, врачей и студентов: у кого лучше?

Сравнивалось качество почерка между работающими специалистами (учителя и медицинские работники) и студентами двух направлений (гуманитарного и естественнонаучного). Образцы почерка «для себя» и «для других» были получены у 111 участников. Качество почерка оценивали три «эксперта». Проводилось также сопоставление «экспертных» оценок качества почерка с самооценками. Межгрупповые сравнения качества почерка осуществлялись с учетом пола участников. Полученные данные позволили распределить участников по трем существенно различающимся уровням качества: 1) высокое качество – учителя (женщины); 2) среднее качество – студенты-гуманитарии (мужчины и женщины) и студенты-естественники (женщины); 3) низкое качество – медики (мужчины и женщины) и студенты-естественники (мужчины). В общем, почерк всех студентов оказался хуже, чем у учителей, а почерк студенток – более разборчивым, чем у медицинских работников женского пола. Однако не было существенных различий в качестве почерка между студентами мужского пола естественнонаучного направления и врачами. Хотя самооценки почерка значимо коррелировали с экспертными оценками (около 0,6), последние обладают более высокой дискриминационной способностью, чем самооценки при распределении участников по уровням качества.

Meshcheryakov B.G., Averkieva A.A., Zakharova J.A.
Handwriting quality of teachers, doctors and students: who is better?

59-74

75

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Алексеева Н.И.
Формирование творческого мышления средствами арт-терапии

В статье рассматриваются арт-терапевтические методы знакомства и общения с картиной как средство формирования творческого мышления. Для реализации исследования формирования творческого мышления средствами арт-терапии была создана авторская программа тренинга по развитию творческого мышления «Великие художники и полотна».

Alekseeva N.I.
Formation of creative thinking tools of art therapy

76-82

83

Article
(pdf)

Abstract (pdf)