№2 (2011)
10 августа 2011 г. — юбилей основателя кафедры психологии университета «Дубна» — Владимира Петровича Зинченко. В настоящем номере журнала ему посвящены две публикации. Преподаватели кафедры психологии и члены редколлегии Психологического журнала Международного университета природы, общества и человека «Дубна» поздравляют Владимира Петровича с днем рождения и выражают ему глубокую признательность за то, что он дарил и продолжает дарить и открывать людям и психологии «души прекрасные порывы».
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Аллик Ю., Бахманн Т., Луук А., Тульвисте П. Владимиру Петровичу Зинченко — 80 Авторы — известные психологи университета Тарту — вспоминают о своем долголетнем сотрудничестве с В.П. Зинченко, которое началось еще в начале 1970-х годов. Высоко оценивается благотворность этого сотрудничества для развития эстонской психологии. Allik J., Bachmann T., Luuk A., Tulviste P. |
1-6 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Сергин В.Я. Сознание и мышление: нейробиологические механизмы В статье рассматриваются нейробиологические механизмы сознания и мышления. Показано, что процессы автоотождествления в коре головного мозга могут порождать явное представление внешних и внутренних событий. Явное символьное представление сенсорных данных может порождать сенсорное осознание. Явное символьное представление результатов операционной активности мозга может порождать мысль. Если зрительное осознание — это видение внешних событий, то мысль – это видение результатов операционной активности мозга («внутренний взор»). Явное символьное представление внутренних данных позволяет произвольно управлять ми как обособленными объектами. Произвольное управление данными возможно посредством аппарата внутреннего сенсорно-моторного повторения. Примерами произвольного управления словами, символами или образами являются вербальное и зрительное повторение. Процедура повторения обеспечивает последовательность и непрерывность процесса рассуждений, его связанность и однозначность. Развиваемая концепция дает внутренне согласованное объяснение широкого разнообразия феноменов сознательной деятельности мозга, от осознания и мысли до воображения, рефлексии, гипноза и медитации, обнаруживая единство казалось бы совершенно различных психических явлений и универсальность нейробиологических механизмов их формирования. Sergin V.Ya. |
7-34 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Кравчик К.Б. Влияние музыкального обучения на развитие музыкального мышления и креативности Работа направлена на создание инновационного музыкального педагогического процесса, который в отличие от традиционного, где преподавание идет с целью обучить игре на инструменте, формирует музыкальные способности и креативность, как образную, так и музыкальную. Студенты в классе фортепиано научаются смотреть на процесс создание музыкального произведение глазами изучаемого ими композитора. Kravchik K.B. |
35-40 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Казанская К.О. Лонгитюдное исследование представлений младших школьников об органах тела В статье представлены результаты лонгитюдного исследования развития представлений младших школьников (N=16) о внутренних органах. На протяжении обучения в младшей школе уровень представлений о внутренних органах возрастает у всех детей, но в разной степени. Представления детей о разных внутренних органах оказались различны, степень их развития на протяжении лонгитюда также оказалась различной. Результаты проанализированы с позиций гипотезы Выготского о развитии житейских понятий. Выдвигается предположение о детерминирующем воздействии школьного обучения на становление культурных форм телесного бытия. Kazanskaya K.O. |
41-50 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Ямалеева Э.Р. Психология актерского творчества как основа сценического искусства В чем основные принципы воспитания актера и как в его психике одновременно уживаются чувства сценического героя и собственные переживания как человека и как мастера? Какую роль отводят эмоциональной памяти в актерском искусстве? Существует ли единство актера-образа и актера-творца? Как воспитать уникальную личность, учитывая психологические аспекты актерского творчества, индивидуальные характеристики и способности актера? В чем суть двух течений — «искусства переживания» и «искусства представления»? Данная статья — попытка осветить эти и смежные с ними вопросы, касающиеся психологического анализа актерского творчества и природы сценического искусства. Yamaleeva E.R. |
51-55 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Мещерякова И.А. и др. Дорогой Владимир Петрович! Объяснение в любви В конце прошлого года магистранты кафедры психологии университета «Дубна» в качестве одного из заданий по курсу «Опросные методы в психологическом исследовании» должны были подготовить проект небольшого опросника о В.П. Зинченко, адресованного его бывшим студентам. Задание было воспринято с интересом и даже энтузиазмом, — ребята хорошо знают Владимира Петровича, который в течение 10 лет, с момента открытия, заведовал созданной им кафедрой и читал многие курсы. В назначенный (о, чудо!!!) срок проект был представлен, и после переработки я разослала опросничек коллегам по электронной почте с просьбой ответить и распространить далее. Вскоре поступили первые отклики. Ответы приходили с разных сторон — от людей лично знакомых, знакомых по публикациям и даже совсем незнакомых. Mescheryakova I.A. et al. |
56-76 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |