№4 (2010)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Вартанова И.И.
Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников

На основе лонгитюдного исследования развития учебной мотивации и ценностей обнаружены значительные, но разнонаправленные индивидуальные изменения и мотивационного профиля, и сознательного ранжирования ценностей, а также гендерные особенности развития мотивации. Выявленная система взаимосвязанных изменений учебной мотивации и ценностей характеризует развитие личности учащегося при переходе от 9-го к 11-му классу. Показано, что ценности, изменение которых связаны с изменением каждого из четырех выделенных учебных мотивов (аффилиации, самоутверждающе-учебного, учебно-познавательного и престижно-статусного), хорошо согласуются с их содержанием, а эти мотивы можно рассматривать как универсальные для данного периода школьного обучения, которые достаточно полно отражают и текущее состояние, и развитие мотивационно-ценностной сферы личности учащихся.

Vartanova I.I.
The development of motivation to study and values of high school students

1-12

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Корепанова И.А., Бобринева Д.В.
Представления о счастье у детей пяти, шести и семи лет

В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективных представлений 90 детей пяти, шести и семи лет, живущих в г. Зеленоград. Проанализированы вербальные и невербальные представления детей о счастье. Ответы детей классифицировались по четырем основаниям – «Предмет счастья», «Вектор счастья», «Абстрактность/конкретность в представлениях о счастье». Каждая классификация содержит в себе несколько категорий. Например, «Предмет счастья» содержит материалистическую, натуралистическую, эмоциональную и социальную категории. Количественный и качественный анализ показывает, что в 5–7 лет происходит изменение представленности категорий вербальных и невербальных категорий. Уменьшается количество высказываний материальной категории и увеличивается количество высказываний социальной категории. Показано, что родители детей имеют несколько иное понимание того, что составляет счастье для их детей.

Korepanova I.A., Bobrinjeva D.V.
5-, 6-, and 7-years-old children’s mental representations of happiness

13-21

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Кроль В.М., Виха М.В.
Соотношение нормальных и девиантных характеристик личности человека

Рассмотрена модель соотношений типов темперамента, акцентуированных характеров и основных типов психических расстройств личности. Предложенная модель отражает непрерывность переходов между состояниями психики, а также основные корреляции, существующие между типами темперамента, акцентуациями и типами психических расстройств личности. При формировании схемы соотношения состояний психики наряду с «классической» осью «интроверсия — экстраверсия» вместо второй «классической» оси «нейротизм — стабильность» введена новая ось «эмоциональная лабильность — эмоциональная ригидность». Предложенная схема единого, целостного пространства эмоционально-личностной сферы человека («личностного пространства») дает возможность формировать «психологический портрет личности», форма которого специфична для каждого человека на том или ином отрезке жизни.

Krol V.M., Viha M.V.
Correlation between normal and abnormal characteristics of the personality

22-29

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Мещеряков Б.Г., Аллик Ю., Зайцева Е.В.
Влияние инструкций на оценку автостереотипа русского

Проверялось предположение о том, что разные инструкции в двух исследованиях (Terracciano и др., 2005; Аллик и др., 2009) могли быть причиной расхождения профилей автостереотипа русского, полученных на дубненских выборках. В опросном эксперименте на одной и той же выборке студентов университета «Дубна» (N = 56) использовались два типа инструкции, различающиеся объектом оценки (русский вообще и русский, живущий в данном регионе). Оценки личностных черт получены с помощью Опросника национального характера с 30 пунктами (National Character Survey, NCS). Подтверждено, что общий и региональный автостереотипы русского имеют существенные различия, но это полностью не объясняет расхождения результатов в предшествующих исследованиях.

Meshcheryakov B.G., Allik Jüri, Zajtseva E.V.
The effect of instructions on the ratings of Russian national stereotypes

31-42

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Корепанова И.А.
И вновь о параллелограмме развития памяти: данные московской выборки

В статье, построенной на основе исследования Б.Г.Мещерякова (2008), описывается новая репликация исследования А.Н.Леонтьева (1931), касающегося развития опосредованной памяти. В исследовании расширена выборка до 504 человек, дифференцированная на более дробные возрастные группы (11 возрастных групп и одна группа подростков с интеллектуальной недостаточностью) и введены незначительные изменения в методику. Показано, что на протяжении дошкольного и подросткового возраста и при переходе к взрослым возрастам различия между соседними возрастными группами для условий с непосредственным и картинно-опосредованным запоминанием не значимы, существенно растет эффективность воспроизведения слов в младшем школьном возрасте. Сравнение данных московской группы и выборки А.Н. Леонтьева показало, что современные московские испытуемые (кроме детей 4–5 лет) воспроизводят слова менее эффективно, нежели их сверстники более чем 80 лет назад.

Korepanova I.A.
Once again about parallelogram of memory development: the data of Moscow sample

43-60

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Дубяга Е.В.
Развитие имплицитной теории разума у дошкольников: сравнение трех методик

Проведено исследование, посвященное развитию имплицитной теории разума (ИТР) у дошкольников. Подтверждена гипотеза о том, что ИТР формируется в возрасте от 3 до 7 лет. С помощью трех методик, одна из которых является новой, выявлена динамика увеличения процента правильных ответов с возрастом испытуемых; методики обладают хорошей, но разной дифференцирующей способностью к возрастному развитию ИТР в дошкольном возрасте.

Dubyaga E.V.
The development of an implicit theory of mind in preschoolers: comparison of three methods

62-70

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)