№4 (2010)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников На основе лонгитюдного исследования развития учебной мотивации и ценностей обнаружены значительные, но разнонаправленные индивидуальные изменения и мотивационного профиля, и сознательного ранжирования ценностей, а также гендерные особенности развития мотивации. Выявленная система взаимосвязанных изменений учебной мотивации и ценностей характеризует развитие личности учащегося при переходе от 9-го к 11-му классу. Показано, что ценности, изменение которых связаны с изменением каждого из четырех выделенных учебных мотивов (аффилиации, самоутверждающе-учебного, учебно-познавательного и престижно-статусного), хорошо согласуются с их содержанием, а эти мотивы можно рассматривать как универсальные для данного периода школьного обучения, которые достаточно полно отражают и текущее состояние, и развитие мотивационно-ценностной сферы личности учащихся. Vartanova I.I. |
1-12 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Корепанова И.А., Бобринева Д.В. Представления о счастье у детей пяти, шести и семи лет В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективных представлений 90 детей пяти, шести и семи лет, живущих в г. Зеленоград. Проанализированы вербальные и невербальные представления детей о счастье. Ответы детей классифицировались по четырем основаниям – «Предмет счастья», «Вектор счастья», «Абстрактность/конкретность в представлениях о счастье». Каждая классификация содержит в себе несколько категорий. Например, «Предмет счастья» содержит материалистическую, натуралистическую, эмоциональную и социальную категории. Количественный и качественный анализ показывает, что в 5–7 лет происходит изменение представленности категорий вербальных и невербальных категорий. Уменьшается количество высказываний материальной категории и увеличивается количество высказываний социальной категории. Показано, что родители детей имеют несколько иное понимание того, что составляет счастье для их детей. Korepanova I.A., Bobrinjeva D.V. |
13-21 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Кроль В.М., Виха М.В. Соотношение нормальных и девиантных характеристик личности человека Рассмотрена модель соотношений типов темперамента, акцентуированных характеров и основных типов психических расстройств личности. Предложенная модель отражает непрерывность переходов между состояниями психики, а также основные корреляции, существующие между типами темперамента, акцентуациями и типами психических расстройств личности. При формировании схемы соотношения состояний психики наряду с «классической» осью «интроверсия — экстраверсия» вместо второй «классической» оси «нейротизм — стабильность» введена новая ось «эмоциональная лабильность — эмоциональная ригидность». Предложенная схема единого, целостного пространства эмоционально-личностной сферы человека («личностного пространства») дает возможность формировать «психологический портрет личности», форма которого специфична для каждого человека на том или ином отрезке жизни. Krol V.M., Viha M.V. |
22-29 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Мещеряков Б.Г., Аллик Ю., Зайцева Е.В. Влияние инструкций на оценку автостереотипа русского Проверялось предположение о том, что разные инструкции в двух исследованиях (Terracciano и др., 2005; Аллик и др., 2009) могли быть причиной расхождения профилей автостереотипа русского, полученных на дубненских выборках. В опросном эксперименте на одной и той же выборке студентов университета «Дубна» (N = 56) использовались два типа инструкции, различающиеся объектом оценки (русский вообще и русский, живущий в данном регионе). Оценки личностных черт получены с помощью Опросника национального характера с 30 пунктами (National Character Survey, NCS). Подтверждено, что общий и региональный автостереотипы русского имеют существенные различия, но это полностью не объясняет расхождения результатов в предшествующих исследованиях. Meshcheryakov B.G., Allik Jüri, Zajtseva E.V. |
31-42 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Корепанова И.А. И вновь о параллелограмме развития памяти: данные московской выборки В статье, построенной на основе исследования Б.Г.Мещерякова (2008), описывается новая репликация исследования А.Н.Леонтьева (1931), касающегося развития опосредованной памяти. В исследовании расширена выборка до 504 человек, дифференцированная на более дробные возрастные группы (11 возрастных групп и одна группа подростков с интеллектуальной недостаточностью) и введены незначительные изменения в методику. Показано, что на протяжении дошкольного и подросткового возраста и при переходе к взрослым возрастам различия между соседними возрастными группами для условий с непосредственным и картинно-опосредованным запоминанием не значимы, существенно растет эффективность воспроизведения слов в младшем школьном возрасте. Сравнение данных московской группы и выборки А.Н. Леонтьева показало, что современные московские испытуемые (кроме детей 4–5 лет) воспроизводят слова менее эффективно, нежели их сверстники более чем 80 лет назад. Korepanova I.A. |
43-60 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Дубяга Е.В. Развитие имплицитной теории разума у дошкольников: сравнение трех методик Проведено исследование, посвященное развитию имплицитной теории разума (ИТР) у дошкольников. Подтверждена гипотеза о том, что ИТР формируется в возрасте от 3 до 7 лет. С помощью трех методик, одна из которых является новой, выявлена динамика увеличения процента правильных ответов с возрастом испытуемых; методики обладают хорошей, но разной дифференцирующей способностью к возрастному развитию ИТР в дошкольном возрасте. Dubyaga E.V. |
62-70 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |