№2 (2015)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Назаров А.И., Белякова О.С. Динамические профили чтения у школьников 5-11 классов Предложена модель навыка чтения, основанная на идее его многоуровневого строения и межуровневых взаимодействий. Для экспериментальной разработки этой модели применена методика пословного чтения, позволяющая регистрировать «на линии» динамические профили чтения (ДПЧ), представляющие собой график зависимости времени чтения каждого слова от его порядкового номера в текстовой последовательности. В эксперименте участвовали школьники 5, 7, 9 и 11 классов средней общеобразовательной школы г. Дубна. При сопоставлении характера ДПЧ с качеством воспроизведения прочитанного текста были получены сравнительные данные об индивидуальных особенностях навыка чтения как внутри отдельной возрастной группы, так и между группами. Nazarov A.I., Beliykova O.S. |
1-17 18 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Старагина И.П. О полифонии смыслов, или зачем младшим школьникам решать драматические задачи В статье обсуждается действие высказывания и полифония смыслов при решении драматической задачи детьми младшего школьного возраста. Драматическая задача в данном контексте рассматривается как единица сценического творчества. Показано, что полифония смыслов может быть представлена в сознании как нераздельность и неслиянность «своего» и «чужого» смыслов, «прошлого смысла для себя» и «моего, современного» смысла. Сделано предположение, что решение драматических задач детьми младшего школьного возраста во взаимодействии со взрослым влияет на развитие полифонического сознания (В.П.Зинченко). Staragina I. |
19-34 35 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Шокин Я.В. Психологические факторы принятия экономических решений В статье приводится обзор основных направлений анализа экономического (хозяйственного) поведения в разрезе влияния факторов психологического генезиса. Обобщаются наиболее современные методы поведенческой экономической науки, рассматриваются наиболее актуальные на сегодняшний день концепции рациональности; дается краткий обзор экспериментальной работы, проведенной группой исследователей кафедр экономики и управления проектами и ориентированной на выявление психологических факторов, оказывающих наиболее явное воздействие на поведение экономических агентов. Формулируется вывод о перспективности дальнейшего углубления синтеза экономической и психологической науки в целях создания универсальной парадигмы, правдоподобно представляющей человека как рационально мыслящее, но при этом эмоционально и социально детерминированное существо. Shokin Ya.V. |
36-41 42 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Мещеряков Б.Г. Из истории первых экспериментальных доказательств существования второго Я Статья посвящена ранним исследованиям бессознательного восприятия, опубликованным в конце 19 века. Сообщаются некоторые биографические сведения о Б. Сайдисе. Дается характеристика содержания книги Б. Сайдиса «Психология внушения», пересказывается содержание предисловия, которое написал У. Джеймс. Особое внимание уделяется оригинальным экспериментам Б. Сайдиса по бессознательному восприятию (русскоязычный перевод главы, посвященной этим экспериментам, следует за данной статьей). В статье также подробно описываются и анализируются эксперименты А. Бине по автоматическому письму у пациентов с истерической анестезией, на которые ссылается Б. Сайдис в своей книге. Делается вывод, что в рассмотренных работах есть еще нетленная оригинальность, способная служить стимулятором новых идей. Meshcheryakov B.G. |
43-51 52 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Сайдис Борис Взаимная коммуникация двух Я Публикация является полным переводом 17-й главы из книги американского психолога и психотерапевта Бориса Сайдиса – «The psychology of suggestion» (1898). В этой главе описываются некоторые факты, полученные А. Бине в экспериментах с истеричными пациентами, но в основном – результаты собственных экспериментов автора, в которых изучались явления, которые в современной психологической литературе часто называются «восприятием без осознания», «бессознательным восприятием», или «подпороговым восприятием». Часть экспериментов автор провел на самом себе, воспользовавшись тем обстоятельством, что один его глаз был плохо видящим (амблиопичным), в других экспериментах принимали участие десятки здоровых испытуемых с нормальным зрением. Для обеспечения подпорогового условия Б. Сайдис использовал предъявление символов (буквы, цифры) на таком расстоянии от испытуемого, на котором он переставал сознательно опознавать символы. Хотя все эксперименты отличаются методической простотой, их логика вполне соответствует современным методическим подходам. Sidis B. |
53-62 63 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Назаров А.И. Сознание: все и ничто или нечто, но не все? Обосновывается необходимость ограничения содержания, которое психологи обычно связывают с термином «сознание». Будучи чрезмерно широким по своему объему, оно потеряло свою специфику. Предлагается операциональный состав структуры сознания, состоящий из четырех функций. Сознание и бессознательное рассматриваются как комплементарные альтернативы, взаимодействие между которыми координируется разумом индивида. В связи с этим необходимо создание психологической (в отличие от философской) концепции разума. Nazarov A.I. |
64-75 76 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |