№2 (2010)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Гончаров О.А., Князев Н.Н.
Лингвистическая детерминация восприятия цветов у русских и коми

В последние годы в зарубежной психологии значительно возрос интерес к почти забытой гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа. В статье приводится обзор современных исследований, в которых, в частности, показано влияние названий цветов на их восприятие и различение. На основе анализа данной проблемы организовано кросс-культурное исследование особенностей цветовосприятия у русских и коми. В отличие от русского языка в коми языке нет обязательного деления на голубой и синий цвета. В связи с этим коми испытуемые затрачивали больше времени и усилий на различение синего и голубого цветов. Полученные данные можно рассматривать в качестве аргумента в пользу гипотезы лингвистической относительности.

Goncharov O.A., Knyazev N.N.
Linguistic determination of perception of colors by Russian people and Komi

1-14

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Пономарев И.В.
Культурно-исторические характеристики влияния грамотности и школьного обучения на возрастное развитие

В статье обобщаются и систематизируются данные по проблеме овладения грамотностью и влияния школьного обучения на психическое развитие. Ставится проблема соотнесения данных современной социокультурной антропологии и культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Это позволяет, с одной стороны, показать эвристичность культурно-исторической теории на материале социокультурной антропологи, а с другой — верифицировать некоторые ее постулаты. В заключении на основе сделанных выводов приводится ряд практических соображений относительно трудностей введения школьного образования в традиционном обществе.

Ponomariov I.V.
Cultural-historical characteristics of influence of literacy and school education on age development

15-26

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Мещеряков Б.Г., Рахматуллина Е.А., Хотулева М.С., Авдонина Н.Б.
Деятельностно-ориентированные переживания в подростковом возрасте

Изучалась возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний, связанных с дефицитами внутренних и внешних условий реализации семи видов деятельности, которые разными авторами рассматривались в качестве ведущих и/или мотивационно значимых в подростковом возрасте. Основываясь на теоретических представлениях Л. С. Выготского и его учеников о связи между потребностями и переживаниями в критические периоды развития личности, разработан опросник деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), с помощью которого проведено два исследования учащихся 6–11 классов школ г. Дубны. Первичными данными опросника являются субъективные оценки респондентами частоты и интенсивности собственных переживаний в связи с трудностями в реализации деятельности. На основе оценок частоты и интенсивности вычислялись два показателя: интегральный показатель и эмоциональный вес переживаний. Результаты позволили описать возрастную динамику личностно-значимых потребностей и связанных с ними типов деятельностей в подростковом возрасте. Сделан вывод, что на протяжении подросткового возраста происходит перестройка структуры ведущих психологических потребностей, а также вывод о плодотворности принципа целостного анализа переживаний, положенного в основу ОДОП.

Meshcheryakov B. G., Rahmatullina E. A., Hotuleva M. S., Avdonina N. B.
Activity-oriented feelings in adolescence

27-40

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Назаров А.И., Полькина А.О.
Распознавание слов, относящихся к разным частям речи

Изучалось время распознавания слов, принадлежащих разным частям речи. Испытуемым предъявлялись существительные, прилагательные, глаголы и наречия, а также неслова — все разной длины от 4 до12 букв. Оказалось, что в индивидуальных данных время распознавания (ВР) зависело только от длины слова. В групповых данных обнаружена статистически значимая разница между ВР для наречий и существительных, но это не нашло отражения ни в одном индивидуальном случае. Это дает основание отклонить экспериментальную гипотезу. Предлагаются дополнительные способы ее проверки с привлечением испытуемых разных возрастных групп, обладающих соответственно разными уровнями развития речевых навыков.

Nazarov A.I., Polkina A.O.
Recognition of words related to different parts of the speech

41-48

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Соколова Т.Д.
Гендерные различия в решении пространственных задач: факторы и причины

Статья представляет собой литературный обзор статей по тематике гендерных различий в умственном вращении образов – одном из аспектов пространственного мышления. В современной психологии тема изучения гендерных различий является очень актуальной, о чем свидетельствует большое количество публикаций в этой области. В статье рассматривается влияние на гендерные различия следующих факторов: возраст испытуемых, мотивационная установка, выбор стратегии решения и характер стимульного материала. Все эти факторы существенны, но не являются причинами возникновения различий. В конце статьи гендерные различия рассматриваются в контексте пространственных активностей. Предлагается искать причины гендерных различий в видах деятельности, в которые включен ребенок с раннего детства.

Sokolova T.D.
Gender differences in spatial problems solving: factors and reasons

49-57

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Елагина Е.Ю.
Встреча как поворотный пункт в жизненном пути личности

Проанализированы различные трактовки феномена Встречи и намечены связи с близкими понятиями (потребность, диалогичность, переживание, развитие). Представлен эмпирический анализ значимых Встреч по биографическим источникам (более 100). Проанализированы также 18 эссе людей разного возраста (от 18 до 47 лет) и профессий на тему «Значимая Встреча в моей жизни». Собранный материал делится на два типа встреч: 1) Встречи между людьми и 2) Встречи с одушевленными и неодушевленными предметами, явлениями (между человеком и книгой, городом или домашним животным). Более часто о встречах между людьми сообщают респонденты старше 25 лет, тогда как более молодые респонденты чаще сообщали о встречах второго типа. При анализе встреч особое внимание уделялось трем «опорным точкам»: состояние человека до Встречи, во время и после нее. Для повышения наглядности эмоционального компонента выбирались личные высказывания людей («прямая речь»), которые соотносились с фактами их биографиями для обнаружения переломного момента в развитии личности в качестве критерия наличия Встречи.

Elagina E.U.
Meeting as a turning point in personality life

58-64

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)