№2 (2010)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Гончаров О.А., Князев Н.Н. Лингвистическая детерминация восприятия цветов у русских и коми В последние годы в зарубежной психологии значительно возрос интерес к почти забытой гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа. В статье приводится обзор современных исследований, в которых, в частности, показано влияние названий цветов на их восприятие и различение. На основе анализа данной проблемы организовано кросс-культурное исследование особенностей цветовосприятия у русских и коми. В отличие от русского языка в коми языке нет обязательного деления на голубой и синий цвета. В связи с этим коми испытуемые затрачивали больше времени и усилий на различение синего и голубого цветов. Полученные данные можно рассматривать в качестве аргумента в пользу гипотезы лингвистической относительности. Goncharov O.A., Knyazev N.N. |
1-14 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Пономарев И.В. Культурно-исторические характеристики влияния грамотности и школьного обучения на возрастное развитие В статье обобщаются и систематизируются данные по проблеме овладения грамотностью и влияния школьного обучения на психическое развитие. Ставится проблема соотнесения данных современной социокультурной антропологии и культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Это позволяет, с одной стороны, показать эвристичность культурно-исторической теории на материале социокультурной антропологи, а с другой — верифицировать некоторые ее постулаты. В заключении на основе сделанных выводов приводится ряд практических соображений относительно трудностей введения школьного образования в традиционном обществе. Ponomariov I.V. |
15-26 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Мещеряков Б.Г., Рахматуллина Е.А., Хотулева М.С., Авдонина Н.Б. Деятельностно-ориентированные переживания в подростковом возрасте Изучалась возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний, связанных с дефицитами внутренних и внешних условий реализации семи видов деятельности, которые разными авторами рассматривались в качестве ведущих и/или мотивационно значимых в подростковом возрасте. Основываясь на теоретических представлениях Л. С. Выготского и его учеников о связи между потребностями и переживаниями в критические периоды развития личности, разработан опросник деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), с помощью которого проведено два исследования учащихся 6–11 классов школ г. Дубны. Первичными данными опросника являются субъективные оценки респондентами частоты и интенсивности собственных переживаний в связи с трудностями в реализации деятельности. На основе оценок частоты и интенсивности вычислялись два показателя: интегральный показатель и эмоциональный вес переживаний. Результаты позволили описать возрастную динамику личностно-значимых потребностей и связанных с ними типов деятельностей в подростковом возрасте. Сделан вывод, что на протяжении подросткового возраста происходит перестройка структуры ведущих психологических потребностей, а также вывод о плодотворности принципа целостного анализа переживаний, положенного в основу ОДОП. Meshcheryakov B. G., Rahmatullina E. A., Hotuleva M. S., Avdonina N. B. |
27-40 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Назаров А.И., Полькина А.О. Распознавание слов, относящихся к разным частям речи Изучалось время распознавания слов, принадлежащих разным частям речи. Испытуемым предъявлялись существительные, прилагательные, глаголы и наречия, а также неслова — все разной длины от 4 до12 букв. Оказалось, что в индивидуальных данных время распознавания (ВР) зависело только от длины слова. В групповых данных обнаружена статистически значимая разница между ВР для наречий и существительных, но это не нашло отражения ни в одном индивидуальном случае. Это дает основание отклонить экспериментальную гипотезу. Предлагаются дополнительные способы ее проверки с привлечением испытуемых разных возрастных групп, обладающих соответственно разными уровнями развития речевых навыков. Nazarov A.I., Polkina A.O. |
41-48 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Соколова Т.Д. Гендерные различия в решении пространственных задач: факторы и причины Статья представляет собой литературный обзор статей по тематике гендерных различий в умственном вращении образов – одном из аспектов пространственного мышления. В современной психологии тема изучения гендерных различий является очень актуальной, о чем свидетельствует большое количество публикаций в этой области. В статье рассматривается влияние на гендерные различия следующих факторов: возраст испытуемых, мотивационная установка, выбор стратегии решения и характер стимульного материала. Все эти факторы существенны, но не являются причинами возникновения различий. В конце статьи гендерные различия рассматриваются в контексте пространственных активностей. Предлагается искать причины гендерных различий в видах деятельности, в которые включен ребенок с раннего детства. Sokolova T.D. |
49-57 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Елагина Е.Ю. Встреча как поворотный пункт в жизненном пути личности Проанализированы различные трактовки феномена Встречи и намечены связи с близкими понятиями (потребность, диалогичность, переживание, развитие). Представлен эмпирический анализ значимых Встреч по биографическим источникам (более 100). Проанализированы также 18 эссе людей разного возраста (от 18 до 47 лет) и профессий на тему «Значимая Встреча в моей жизни». Собранный материал делится на два типа встреч: 1) Встречи между людьми и 2) Встречи с одушевленными и неодушевленными предметами, явлениями (между человеком и книгой, городом или домашним животным). Более часто о встречах между людьми сообщают респонденты старше 25 лет, тогда как более молодые респонденты чаще сообщали о встречах второго типа. При анализе встреч особое внимание уделялось трем «опорным точкам»: состояние человека до Встречи, во время и после нее. Для повышения наглядности эмоционального компонента выбирались личные высказывания людей («прямая речь»), которые соотносились с фактами их биографиями для обнаружения переломного момента в развитии личности в качестве критерия наличия Встречи. Elagina E.U. |
58-64 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |