№3 (2014)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать / Download |
Сахарова Н.А., Щукина Ю.В. Феномен «психологические границы личности» в психологии
В статье представлен краткий обзор взглядов на проблему психологических границ личности в психологии, рассмотрены теоретические подходы к определению данного феномена, выделению его разновидностей и функций, к пониманию процесса формирования личностных границ. Рассмотрены точки зрения сторонников классических психологических концепций и современных исследователей. Sakharova N., Shchukina J. Psychological phenomenon «psychological boundaries of personality» |
1-9 10 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Котляр И.А., Соколова М.В., Фронтов А.Ю. К проблеме психолого-педагогического проектирования детских сред: на примере проектирования детских площадок
Детская площадка рассматривается как культурный объект, созданный взрослыми для поддержки психического развития ребенка. В основе анализа площадки как артефакта культуры положены работы А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, отечественных и зарубежных урбанистов. В статье обсуждаются принципы проектирования детской площадки: принцип ориентации на психологические задачи возраста, ориентация на уровень допустимого риска и минимум запретов, принцип разнообразия или открытость объектов, принцип учета уровней активности посетителей; диалогичность игровых зон и ландшафта, принцип четырех стихий. В качестве примера представлен опыт создания междисциплинарной командой ландшафтных архитекторов, дизайнеров и детских психологов трех детских площадок в тематическом парке «Сочи-парк». Kotliar I.A., Sokolova M.V., Frontov A.U. To the problem of psychological design of outdoor children’s environment: the design of playgrounds in theme park |
11-26 24 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Ширшова О.В. Анализ содержания и структуры игры современного дошкольника
В статье представлено исследование содержания и структуры игры детей дошкольного возраста в детском саду. Анализ широкого спектра современных игрушек показал, что для них характерна излишняя детализация, копирование бытовых предметов, моделирование персонажей современных мультфильмов и др. Отмечено, что преобладание дидактических игр и специально разработанных пособий для игры сводит на нет использование неоформленных предметов, необходимых для развития творческой инициативы ребенка в игре. Анализ данных, полученных в результате опроса родителей и детей о предпочтениях игр и игрушек, свидетельствует о том, что в современном обществе преобладает тенденция, направленная на раннее интеллектуальное развитие и подготовку ребенка к школе. Наблюдение за игровой деятельностью детей в детском саду позволило выявить феномен упрощения структуры игровой деятельности из-за недостатка времени на свободную игру. Выявлена тенденция насыщения детьми игровой деятельности сюжетами, полученными из различных информационных источников: мультфильмов, фильмов, рекламных роликов и т.п. Отмечена явная дифференциация игр мальчиков и девочек, по-видимому, связанная с просмотром детьми разных мультфильмов. Shirshova O.V. The analysis of the content and structure of the modern preschooler’s game |
28-36 37 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Новикова В.Н., Лопанова Л.В. Связь коммуникативных установок с характером эмоциональных отношений в нуклеарных и расширенных семьях
Объектом изучения выступали молодые семьи со стажностью брака до года и родители супругов. Общее количество испытуемых 180 человек, из них 90 членов нуклеарных и 90 членов расширенных семей. Всем участникам предлагалось заполнить опросники: «Методика диагностики коммуникативной установки» В.В. Бойко, «Шкала дифференциальной оценки отношений» А.Н. Волковой. По результатам двухфакторного дисперсионного анализа, фактор «соответствие коммуникативных установок» (комплементарные или параллельные коммуникативные установки у членов рассматриваемой диады) оказался высоко значимым, но направление его влияния не соответствует предсказанию первой гипотезы, согласно которой более теплые отношения ожидались при комплементарных коммуникативных установках, на самом деле они существенно теплее были в случае с параллельными коммуникативными установками, чем с комплементарными (прирост почти на 30%). Гипотеза № 2, предсказывающая, что в нуклеарных семьях эмоциональные отношения между молодой семьей и родителями супруга будут более теплые, чем в расширенных семьях, также не нашла своего подтверждения. Novikova V.N., Lopanova L.V. The Communicative Attitudes and Pattern of Emotional Relationship between the newlyweds and Their Parents in Nuclear and Extended Families |
38-45 46 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Абдуллаева М.М. О разработчике автомобиля мечты
Статья содержит воспоминания о курсе «Основы эргономики», посвященном базовым принципам анализа элементов работающей системы на примере разработки автомобиля, который читался профессором В.М. Муниповым на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 1985/86 учебном году. Abdullaeva M.M. About designer of the perfect car |
47-50 51 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Мунипов М.В. По поводу статьи М.М. Абдуллаевой
В заметке в формате воспоминаний рассматривается научный путь профессора В.М. Мунипова, когда он работал во ВНИИТЭ. В частности он курировал отдел проектирование транспортных средств. Во ВНИИТЭ был создан первый «перспективный автомобиль-такси» в концепте минивэна. В.М. Мунипов летал в Нью-Йорк представлять разработанный автомобиль нового типа мэру этого города, но Советский власти отказались продавать проект этого автомобиля- такси за рубеж. Впервые в СССР во ВНИИТЭ начали внедрять САПР в проектную деятельность при активном организационном участии В.М. Мунипова. Munipov M.V. As to the M. Abdullayeva’s paper |
52-53 54 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |