№3 (2015)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр. / Pp. Скачать / Download
Мещеряков Б.Г., Мошкина В.О.
Направленность профилей человеческих лиц, рисуемых правой и левой рукой

Связаны ли различия в направлении профилей человеческих лиц с ведущей рукой или же с особенностями рисования правой и левой рукой (независимо от ведущей руки)? В статье описываются результаты экспериментального исследования направленности профиля лиц, нарисованных правой и левой рукой испытуемыми с разной ведущей рукой (правшей 20 человек, левшей 11 человек). Анализ результатов показал, что направленность профилей значимо связана с используемой рукой у правшей; качественно аналогичные данные получены и для левшей. У большинства правшей и левшей существует одинаковая склонность рисовать профили вправо при использовании левой руки и в обратном направлении (влево) при использовании правой руки. Подобные исследования имеют большое значение с точки зрения концепции Н.А. Бернштейна об иерархической многоярусной системе управления движениями.

Meshcheryakov B.G., Moshkina V.O.
Directions of human’s facial profiles which are drawn by right and left hand

1–10

11

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Крамарова С.Н.
Точность оценки длительности звучания консонансов и диссонансов

В эксперименте сравнивались показатели точности воспроизведения музыкантами и немузыкантами длительностей консонансных и диссонансных аккордов разной высоты. Длительность варьировалась в диапазоне 0,5 ÷ 2 с, высота — в диапазоне 1 ÷ 7 октав с шагом 2 октавы. Влияние длительности на точность оказалось сходным с тем, которое было в эксперименте с одиночными звуками. Влияние высоты аккордов проявлялось по-разному у музыкантов и немузыкантов. Анализ эмоциональных оценок консонансов и диссонансов показал, что у музыкантов-джазистов сохраняется преобладание отрицательных оценок диссонансов, характерное для обычных слушателей.

Kramarova S.N.
The accuracy of the estimate of the duration of the sounding of consonances and dissonances

12–18

19

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Мещеряков И.Б., Назаров А.И.
Понимающее чтение учебного текста при различных условиях его экспозиции

Публикуется 1-я (теоретическая) часть исследования, в котором разрабатывалась психолого-педагогическая методика оценки эффективности разных способов предъявления учащимся печатного и электронного текстового материала. На основании критического анализа релевантных работ преимущественно отечественных и некоторых зарубежных авторов дается теоретическое обоснование необходимости многокритериальной оценки эффективности, в которой главным критерием является уровень (глубина) понимания прочитанного материала.

Meshcheryakov I.B., Nazarov A.I.
Comprehensive reading of educational text under different conditions of its exposure

20–43

44

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Назаров А.И.
Межъязыковые взаимодействия при распознавании абстрактных и конкретных слов

Изучался характер межъязыковых взаимодействий на уровне распознавания изолированных слов. Русскоязычным испытуемым с разной степенью владения вторым (английским) языком предъявлялись либо русские, либо английские, либо те и другие слова, которые нужно было классифицировать как абстрактные или конкретные. Помимо различий во времени выполнения этой задачи для разных экспериментальных условий, был обнаружен эффект «смешанного списка», когда изолированные слова второго языка распознавались быстрее, если они чередовались со словами первого языка. В случае слов первого языка этот эффект отсутствовал. Данные интерпретируются в контексте предложенной модели межъязыкового взаимодействия.

Nazarov A.I.
Cross-lingual interactions during the recognition of abstract and specific words

45–57

58

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Мунипов М.В.
Обзор основных проблем, поднятых в статье Жизель Тоассы

В данном обзоре представлен спектр проблем, которые подняты бразильским психологом Жизель Тоассой в своей философской работе, опубликованной в этом номере психологического журнала «Дубна» и являющейся продолжением статьи, опубликованной в первом номере этого журнала за 2015 г. В своей статье Ж. Тоасса последовательно рассматривает взгляды Л.С. Выготского о том, что может являться предметом психологии как науки (сознание, высшие психические функции, личность/человек). Вторая проблема, поднятая Ж. Тоассой, — марксистская психология и ее связь с марксистской диалектикой. Третья проблема — существует ли так называемый «выготскианский» материализм? Обсуждаются также плодотворные аспекты научного взаимодействия ученых стран Латинской Америки и России в области современной психологии.

Munipov M.V.
Review of the main issues raised in the article of Gisele Toassa

59–64

65

Article (pdf)

Abstract (pdf)

Toassa Gisele
Is there a “Vygotskian Materialism”? Ontological and epistemological concerns for a contemporary Marxist Psychology (Part II)

In this work divided in two papers, I claim that Vygotsky created his own psychological Marxist Materialism, rather than applied an “universal” Dialectical Materialism to Psychology. One important theoretical consequence of this fact is necessity to avoid the eclecticism of blending his views with any others “materialists” (dialectical or not). Therefore, both papers stress similarities and differences between his work and that of authors like Engels, Plekhanov, Lenin, Spinoza, and others. After exposing, in the first part, the scientific and philosophical background in which Vygotsky deployed his philosophical concerns in early psychological works, this second part focuses Chapters 8 to 15 of the “Historical Meaning of Crisis in Psychology” (HMCP, 1927). There, the dialectics of scientific psychology is explained as a monistic, historical-natural process, in which the author regards consciousness (immediate experience) as an objective subject matter to his science. Vygotsky´s original, yet ambivalent, interpretation of Lenin´s reasoning on objectivity was crucial for creating a new approach. Furthermore, I stress Vygotsky´s arguments on differences between subjectivity (the alleged “epistemological problem”) and psyche/consciousness (considered as “ontological subject”). Ultimately, I claim that, to Vygotsky, consciousness is not a reflection/copy of reality or passive transmission apparatus but it is a subject matter endowed with its own existence, as a relation between two other objective processes.

66–80

Article
(pdf)

Toassa Gisele
Há um “Materialismo Vygotskyano?” Preocupações ontológicas e epistemológicas para uma psicologia marxista contemporânea (Parte II)

Neste trabalho, dividido em dois artigos, defendo que Vygotsky criou seu próprio materialismo psicológico marxista, mais do que meramente aplicou o materialismo dialético à psicologia. Uma implicação daí decorrente é a de se evitar o ecletismo de misturar a perspectiva dele com a de outros materialistas (dialéticos ou não). Assim, ambos os artigos realçam as similaridades e diferenças entre o trabalho vygotskiano e o de autores como Engels, Plekhanov, Lenin, Spinoza e outros. Após ter exposto, na primeira parte, o pano-de-fundo científico e filosófico em que Vygotsky elaborou preocupações filosóficas em suas obras iniciais, esta segunda parte foca os capítulos 8 a 15 do “Significado Histórico da Crise na Psicologia” (1927). Ali, a dialética da psicologia científica é explicada como um processo monista, histórico-natural, em que o autor considera a consciência (experiência imediata) como objeto “objetivo” para sua ciência. Sua interpretação original, conquanto ambivalente, da argumentação de Lênin sobre a objetividade é fundamental para esta afirmação. Sublinho ainda a argumentação de Vygotsky sobre as diferenças entre a subjetividade (o assim chamado “problema epistemológico”) e a psique/consciência (considerado como “tema ontológico”). Por fim, sustento que, para Vygotsky, a consciência não é reflexo/cópia da realidade ou aparato de transmissão passiva, mas sim objeto dotado de sua própria existência, como relação entre outros dois processos objetivos.

Тоасса Жизель
Существует ли «Выготскианский Материализм»? Онтологические и эпистемологические аспекты современной марксистской психологии (Часть II)

81–93

94

Article (pdf)

Abstract (pdf)