№3 (2010)

Содержание номера / Table of Contents

Статьи / Articles Стр./Pp. Скачать/Download
Джафаров Эхтибар Н.
Обоснование, скептицизм, непочтительность: или почему наука отличается от веры и риторики

Это эссе представляет собой текст лекции, которую автор был приглашен прочитать на факультете философии университета Упсалы в феврале 2004. Главные пункты эссе следующие. (1) Нет никакого основания для мнения, что наука так же, как идеологии, религии и мистические философии, основана на догматах веры. (2) Рабочая логика научного обоснования неизбежна (inescapable), в том смысле, что любой отход от ее норм приводит к полной потере способности принимать некоторые суждения, отклоняя при этом другие. (3) Различие между научным и ненаучным обоснованием можно продемонстрировать посредством квази-тьюринговой игры (quasi-Turing game), в которой скептическому слушателю разрешают задавать вопросы автору некоторого положения. Суть игры в следующем: если P – предлагаемое положение, и E – положение, которое, по мнению автора, исключается утверждением P; и если, кроме того, в поддержку P предлагается обоснование J (что бы то ни было в диапазоне от логического вывода до интуитивного озарения), то J не может быть валидным, если оно может использоваться также для обоснования E.

Dzhafarov Ehtibar N.
Justification, skepticism, irreverence: or why science is different from faith and rhetoric

1-15

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Венгер А.Л.
Математическое моделирование эмоциональных явлений

В статье предлагается подход к моделированию эмоциональных явлений с использованием некоторых положений математической теории решений. Модель основана на когнитивной теории эмоций: эмоция рассматривается как оценка объекта или ситуации, побуждающая к определенному типу поведения по отношению к ним. Основная задача предложенной модели — формализация понятий «тревожность» и «импульсивность», описывающих индивидуальные особенности эмоционального реагирования. Предполагается, что эти особенности определяют жизненную стратегию человека. Выделены такие стратегии как «стабильное избегание риска», «импульсивное избегание риска», «стратегия разумного риска», «склонность к безрассудному риску». Сами же эти стратегии интерпретируются как ориентация на тот или иной тип жизненного мира: опасный или, напротив, относительно безопасный; прогнозируемый или непрогнозируемый.

Venger A.L.
Mathematical simulation of emotional effects

16-31

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Измайлов Ч.А.
Культурная эволюция и цветовое восприятие

В работе рассматривается парадокс распределения цветового зрения в животном царстве, когда эволюционно более ранние виды (насекомые, земноводные, птицы, рыбы) обладают высокоразвитым цветовым зрением, все млекопитающие вдруг его теряют, и только у некоторых приматов и человека оно появляется вновь. Автор пытается связать этот парадокс с небольшой ролью цветового зрения в адаптации животных к биологической среде, так что только с переходом приматов и человека к стадии развития, когда появляется речь и начинается культурная эволюция, потенциал цветового зрения раскрывается во всей полноте.

Izmailov Ch.A.
Cultural Evolution and Color Perception

32-41

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Назаров А.И.
Ручное отслеживание автокинеза

Параметры наблюдаемого в эксперименте кажущегося движения (автокинеза) регистрировались во время переживания этой иллюзии испытуемыми, которые отслеживали еѐ, управляя двухкоординатным датчиком ручного контроля. Параллельно с этим регистрировались движения их глаз. Опыты проводились при трѐх условиях: 1) отслеживание без обратной связи от датчика ручного контроля: светящийся стимул на экране всѐ время оставался неподвижным; 2) отслеживание при наличии отрицательной обратной связи: стимул повторял движение руки, компенсирующее автокинетическую иллюзию; 3) отслеживание при положительной обратной связи: движение руки повторяло кажущееся движение стимула. Параметры видимого движения, движений руки и глаза в этих условиях оказались различными. Кроме того, в условиях наложения реального и иллюзорного движения стимула (в последних двух условиях) имело место переживание конфликта между видимой и действительной локализацией стимула. Обсуждаются возможные причины этого конфликта.

Nazarov A.I.
Handmade tracking of autokinesis

42-50

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Корепанова И.А., Пирогова Ю.Н.
Изучение представлений о современном детстве в СМИ и в обыденном сознании взрослых людей

В статье представлены результаты анализа содержания 60-ти статей печатных СМИ (газеты «Известия» и «Комсомольская правда», вышедшие в период с 1 января по 31 декабря 2009 года), содержащих образы современного детства, и 25 эссе взрослых людей в возрасте от 25 до 40 лет. Показано, что транслируемые СМИ образы детства полярны, в большинстве случаев негативно окрашены, что сближает их с представлениями о детстве респондентов, написавших эссе.

Korepanova I.A., Pirogova U.N.
Study of conceptions about modern childhood in Mass Media and ordinary consciousness of adults

51-59

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)

Белорусец А.С., Фролов Ю.И.
Всевозрастная схема структуры психологического возраста и ее содержательное наполнение на примере старости

Авторы констатируют отсутствие в арсенале возрастной психологии универсальной схемы структуры психологического возраста, которая бы удовлетворительно справлялась с поставленными перед ней задачами (была бы полной, непротиворечивой и открывала бы дорогу к новым знаниям). Анализируются отечественные схемы (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина), зарубежная схема, основанная на введенном Р. Хевигхерстом концепте «задачи развития», рассматриваются сильные и слабые места этих схем. Предлагается авторская схема структуры возраста, построенная с оглядкой на проведенный анализ. В нее входят такие компоненты как Ситуация развития (подробно рассматриваются причины отказа от эпитета «социальная»), Задачи развития (выдвигается идея построения их иерархии), Ведущая деятельность, Новообразования возраста. Отдельно рассматривается место субъекта развития в этой схеме. Приводится пример наполнения данной схемы содержанием (на материале старости как психологического возраста).

Belorusec A.S., Frolov U.I.
All-age-related scheme of the structure of the psychological age and its meaning on the example of the old age

60-74

1

Article
(pdf)

Abstract (pdf)