№4 (2015)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр. / Pp. | Скачать / Download |
Мещеряков И.Б., Назаров А.И. Понимающее чтение учебного текста при различных условиях его экспозиции. Часть 2. Влияние формата предъявления учебной информации на понимание текста студентами Продолжение статьи, в 1-й части которой были изложены отечественные и некоторые зарубежные взгляды на восприятие и понимание текста. В публикуемой 2-й части описывается методика и результаты компьютеризированного группового эксперимента, в котором применялись различные форматы предъявления текстов участникам (6 условий). После прочтения текста участник выполнял несколько специальных тестов на понимание: ответы на вопросы, клоуз-тест, самооценка понятности и самооценка усвоения. Регистрировалось время выполнения первых двух тестов. Общая гипотеза: на полноту и точность понимания учебного текста студентом оказывает влияние форма его предъявления. Частные гипотезы: при одновременном зрительном и слуховом предъявлении учебного текста показатели его понимания хуже, чем при зрительном либо слуховом предъявлении; при возможности делать пометки в тексте (с помощью ручки для печатного текста или с помощью курсора для электронного текста) показатели его усвоения и понятности выше, чем при обычном чтении. Гипотезы, за исключением последней, подтвердились. Оказалось также, что самооценка усвоения и понимания при некоторых условиях предъявления текста более валидна, по сравнению с тестовыми показателями. Meshcheryakov I.B., Nazarov A.I. |
1–27 28 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Minh-Anh Nguyen Art Therapy — A Review of Methodology Officially founded as an independent science in the United States in the late sixties, Art therapy, although still borrows the theoretical fundament of psychoanalysis, has its own distinctive characteristics. This paper attempts to review the methodology of art therapy. When not aiming at the overview of art therapy history, it presents art therapy’s most pivotal features, including its difference from art education, non-verbal communication, metaphoric meaning and relationship-oriented character. The levels of Expressive Therapies Continuum (ETC) as developmental steps and the use of art therapy media are also presented in this paper. Нгуен Минь Ань |
29–43 44 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Левашов О.В., Берлов С.П. Эффективность мышления зависит от типа функциональной межполушарной асимметрии и парадигмы обучения в детстве Обсуждается вопрос об «асимметрии мышления», т.е. о разных «арсеналах мыслительных опций» у людей с разной функциональной межполушарной асимметрией (ФМА). В частности, преобладание вербально-логических опций делает мышление человека «линейным», не способным к решению неформальных трудных задач и генерации новых идей. Однако в современной парадигме образования имеет место «перекос» в сторону именно такого мышления в ущерб образному мышлению. В сочетании с тотальным увлечением компьютерными играми это приводит к проблемам при освоении базовых знаний в естественных науках, особенно в физике. Это «вызов» современному обществу, поскольку такие специалисты не в состоянии обеспечить научно-технический прогресс. Levashov O.V., Berlov S.P. |
45–53 54 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Казанская К.О. Понятие «концептуальное изменение» в современной психологии (краткий обзор) В статье представлен краткий обзор исследований, посвященных так называемым концептуальным изменениям – изменениям понятий и межпонятийных связей в детском когнитивном развитии и в связи с проблемами обучения. Для их понимания используются идеи о доменно-специфичных рамочных теориях, несоизмеримости концептов и понятий у детей и взрослых, первичных и социокультурных ограничениях. Представлены примеры типологий когнитивных изменений у детей. Kazanskaya K.O. |
55–65 66 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Можайский В.В. Интегральная методология и недирективные управленческие антропопрактики развития бизнеса «на перспективу». Практика сопровождения индивидуального и корпоративного клиента (экологический коучинг). Часть 1 В статье представлены альтернативный подход и метод психологической работы в области профессионального, карьерного развития и создания собственного бизнеса, развиваемые около двадцати лет в процессе психологического и бизнес-консультирования, бизнес-тренингов, психологического сопровождения бизнеса, психотерапии. Подход и метод нацелены на эффективное решение управленческих задач, развитие персональной и организационной эффективности, индивидуальной мотивации управленца и мотивации персонала организации, стрессоустойчивости, креативности, обучаемости, способности распоряжаться своим временем, работать в команде, эффективно коммуницировать, разрешать конфликтные ситуации и др. «Деловая» сторона человеческой жизни (бизнес, карьера, профессия) рассматривается во взаимосвязи с «личной» (эмоции, физические реакции и состояния, психофизическое здоровье, отношения), т.к. их разделение искусственно и, зачастую, нецелесообразно. Практичность, эффективность и уникальность подхода и метода заключается и в том, что он учитывает «культурные коды» — национальный менталитет и характер, социально-политическую и экономическую историю нашей страны, традиции, сформированные исторически и находящиеся под влиянием глобальных изменений в современном мире. Даны примеры из практики профессионального, карьерного и бизнес-консультирования. Mozhaysky V.V. |
67–87 88 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |
Можайский В.В. Интегральная методология и недирективные управленческие антропопрактики развития бизнеса «на перспективу». Практика сопровождения индивидуального и корпоративного клиента (экологический коучинг). Часть 2 В статье описан и систематизирован опыт психологической работы с профессиональными, карьерными и бизнес-задачами. Определены ключевые факторы, определяющие устойчивое индивидуальное профессиональное и карьерное, а также организационное развитие. Перечислены и раскрыты основные принципы работы специалиста с профессиональными, карьерными и бизнес-задачами индивидуального и корпоративного клиента. Даны примеры из практики карьерного и бизнес-консультирования. Mozhaysky V.V. |
89–100 101 |
Article (pdf)
Abstract (pdf) |