№1 (2010)
Содержание номера / Table of Contents
Статьи / Articles | Стр./Pp. | Скачать/Download |
Мещеряков Б.Г., Назаров А.И., Грищенко Д.Н. О смыслообразовании в процессе чтения текстов Апробирован экспериментальный подход к решению поставленной Л.С. Выготским проблемы взаимодействия смыслов и значений. Изучались особенности микродинамики чтения двух типов (научно-популярного и художественного) фрагментированных текстов в условиях варьирования количества слов в пределах одной экспозиции. После прочтения всех фрагментов испытуемые должны были по возможности полнее пересказать содержание текста; кроме того, они проходили тест на узнавание слов, встречавшихся в тексте. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что большие значения времени чтения фрагмента, периодически встречающиеся в составе относительно быстрого динамического профиля, связаны с индивидуализированным процессом смыслообразования, который происходит параллельно с восприятием значений отдельных слов. С помощью дисперсионного анализа были выделены индивидуальные и общие факторы, влияющие на параметры динамического профиля чтения и качество воспроизведения испытуемыми прочитанного текста. Meshcheryakov B.G., Nazarov A.I., Grishchenko D.N. |
1-25 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Кроль В.М. «Метауровневая» модель сознания В статье излагаются модельные представления о функциях, структуре и механизмах сознательной деятельности. Рассмотрение проблемы сознания проводится в рамках когнитивной, познавательной парадигмы. Собственно механизмы сознания рассматриваются как развитие процессов мышления. Суть этих механизмов заключается в произвольном выделении и сравнении понятий, ранее не связанных и отдаленных в мыслительном пространстве. Принципиально важным при этом является появление способности к формированию иерархии метауровней мысленного описания понятий и их взаимоотношений. Krol V.M. |
1-5 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Можайский В.В. «Пси-фактор» в экономике. Что делать сегодня молодому специалисту? Вслед за многими развитыми странами мы постепенно вступаем в эпоху постиндустриального, информационного общества, эпоху информационной экономики, которая опирается уже не только на создание и потребление материальных объектов, но и на создание и освоение информации, в том числе научных знаний, применяемых в самых разных областях человеческой деятельности. В этой связи, современная экономика (равно, как и культура, политика, сфера образования) нуждается сегодня не только и не столько в стандартизированном персонале, выполняющем свою работу по строго заданному сценарию, но в ЛИЧНОСТЯХ, обладающих редкими, уникальными качествами, позволяющими оригинально и нестандартно мыслить, оперативно действовать, эффективно коммуницировать с окружающим миром, передавая другим свои знания и ассимилируя знания других. Mojaisky V.V. |
1-4 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Дубяга Е.В., Мещеряков Б.Г. Имплицитная теория разума: краткий обзор В статье представлен краткий, но достаточно широкий обзор исследований имплицитной теории разума (ИТР), охватывающий несколько направлений изучения довербальной и вербальной ИТР: эволюционное, онтогенетическое (типичное и нетипичное) развитие, нейрофизиологическое. Затрагивается также вопрос о пересечениях и связях этих исследований с идеями и методологией культурно-исторической психологии. Сделан вывод, что тематически и методологически исследования ИТР не являются чуждыми для культурно-исторической психологии. Dubyago E.V., Meshcheryakov B.G. |
1-9 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Погодина Е.Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии Статья посвящена особой категории студентов – иногородним студентам, проживающим во время обучения в общежитиях университета. Речь пойдет об адаптации студентов-первокурсников к жизни в студенческом общежитии, а также о конфликтах между соседями по комнате, которые рассматриваются как показатели адаптации к общежитию. В статье кратко освещаются результаты проведенного двухмесячного лонгитюдинального исследования, в котором приняли участие студенты первого курса университета «Дубна». Показано, что среднее количество конфликтов нелинейно меняется от недели к неделе, достигая максимума на 3-4 неделях, причем различие между крайними двухнедельными периодами (1-2 неделя versus 7-8 неделя) было статистически не значимым. Мы предполагаем, что обнаруженное снижение количества конфликтов в конце второго месяца может служить показателем наличия успешной адаптации, хотя говорить о полной ее завершении не приходится. Pogodina E.N. |
1-8 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |
Елфимова М.М. Психологический анализ проблемы ментально-культурного взаимодействия В статье рассматривается проблема межфеноменального взаимодействия — ментальности и культуры. Предлагается психолого-теоретическая схема структурно-содержательного наполнения ментальности. Определяется механизм ментально-культурной трансформации. Elfimova M.M. |
1-12 1 |
Article (pdf) Abstract (pdf) |